Хабаровская краевая
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Новое соглашение о социальном партнерстве в Хабаровском крае

Новое соглашение о социальном партнерстве

16.02.2020

Очередное трехстороннее Соглашение о социальном партнерстве между Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2020 – 2022 годы было подписано  30 января 2020 года. В течение 2019 года в крае этому предшествовал переговорный процесс по разработке проекта Соглашения. Специально созданной рабочей группой, представляющей стороны, рассмотрено более 200 предложений.

Сохраняя преемственность, социальные партнеры определили приоритеты в развитии экономики края и социальной сферы. Стороны договорились о системе социально-экономических показателей (индикаторов), отражающих уровень экономического развития края, а также улучшение качества жизни его населения.

Напомним, что система соцпартнерства начала развиваться с 1993 года, когда впервые было заключено двухстороннее Соглашение между Профобъединением и Администрацией Хабаровского края. После принятия Закона Хабаровского края «О социальном партнерстве в Хабаровском крае» и создания третьей стороны было подписано в 1995 году трехстороннее Соглашение между Профобъединением, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края.

В этом году уже 25 лет становления системы социального партнерства в крае. Соглашение является составной частью коллективно-договорного регулирования и служит основой для разработки и заключения территориальных отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров.

В чем новизна заключенного и подписанного Соглашения на 2020-2022 годы? В таблице, приведенной ниже, отражены новые направления как совместной работы сторон, так и отдельно каждой стороны, для решения задач, способствующих достижению социально-экономического развития края, направленного на повышение уровня жизни населения края.

Новое Соглашение содержит 8 разделов и 196 обязательств, из них 67 обязательств относятся к совместной работе Сторон.

 Соглашение между Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края (далее Стороны) на 2020 – 2022 годы

Структура Соглашения

Содержание новых обязательств Соглашения

по разделам и исполнителям

Раздел I «Сфера экономики»

В этом разделе Стороны определили приоритетное направление развития экономики края на 2020-2022 годы:

создание новых высокопроиз-водительных рабочих мест, достижение сбалансированного социально-экономического развития, направленного на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение уровня бедности и т.д.

 

1.1. Стороны:

- Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на модернизацию и повышение эффективности и конкурентоспособности экономики края, содействуют созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, принимают меры по формированию благоприятного инвестиционного климата. Участвуют в поддержке малого и среднего предпринимательства и в организации самозанятости граждан. Принимают совместные действия по созданию и развитию инновационной и технологической инфраструктуры на территории края.

 

- Содействуют реализации в крае национальных, федеральных и региональных проектов в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по вопросам, относящимся к компетенции сторон, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и края.

 

- Содействуют проведению единой согласованной политики в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства и услуги общественного транспорта. Обеспечивают открытость и доступность информации о рассмотрении и об утверждении тарифов на коммунальные услуги.

 

1.2. Правительство:

- Проводит политику экономической поддержки северных районов края. Добивается в Правительстве Российской Федерации принятия мер по стабилизации и развитию экономики, социальной сферы северных территорий.

 

- Принимает в соответствии с действующим законодательством меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.

 

- Определяет потребительскую корзину с участием краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Раздел П «Развитие рынка труда и содействие занятости населения»

 

 

 

В этом разделе особое внимание Соглашения уделено развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифици-рованной рабочей силы, развитию гибких форм занятости (в том числе самозанятости), созданию условий для совмещения трудовой деятельности с семейными обязанностями, соблюдению прав граждан предпенсионного возраста, развитию наставничества и продолжению внедрения профес-сиональных стандартов.

 

2.1. Стороны:

- Способствуют развитию гибких форм занятости (в том числе самозанятости, занятости на рабочих метах с неполным рабочим времени и скользящим гибким графиком (режимом) работы, надомной занятости) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.

 

- Создают условия для обеспечения трудовых прав и гарантий гражданам в возрасте 50 лет и старше, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе исключающих дискриминацию в отношении таких граждан.

 

- Создают условия для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных для них рабочих местах. Принимают меры по обеспечению инфраструктурной доступности рабочих мест для инвалидов.

 

2.2.Работодатели:

- Заключают с гражданами договоры о целевом обучении по программам среднего профессионального или высшего образования.

 

- На основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональных стандартов устанавливают единый подход в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, обеспечивают побор и расстановку кадров, повышение квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

 

- Создают условия для продолжения трудовой деятельности граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости. Осуществляют привлечение граждан.

 

- Предусматривают в коллективных договорах возможность применения гибких форм занятости (в том числе занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом работы) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.

 

- Обеспечивают переобучение и повышение квалификации работников: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста – на условиях компенсации понесенных затрат из средств федерального и краевого бюджета в рамках региональных проектов «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3-х лет» и «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение).

 

2.3. Правительство:

- Взаимодействует с работодателями на предмет определения потребности в прохождении профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих у них граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста. Повышает конкурентоспособность граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста на рынке труда края посредством актуализации компетенции и обновления профессиональных знаний.

 

 

Раздел Ш «Оплата труда»

 

В вопросах оплаты труда стороны продолжат совместную работу, направленную на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников. Увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы у наемных работников в организациях всех форм собственности.

3.1. Стороны:

- Принимают меры по обеспечению:

·        повышения уровня среднемесячной начисленной заработной платы (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) наемных работников в организациях всех форм собственности, в том числе у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в крае;

·        устойчивого роста реальных доходов граждан;

·        сохранения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в крае в соответствующем году;

·        заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях (в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П) (далее – гарантированный размер оплаты труда);

·        ежегодной (с 1 октября) индексации фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы на процент инфляции, за исключением работников, попадающих под действие указов Президента Российской Федерации или получающих гарантированный размер оплаты труда.

 

- Обеспечивают реализацию на территории края Концепции совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2018 года № 634-РП. Проводят скоординированное действие по вопросам совершенствования систем оплаты труда работникам государственных учреждений края с учетом квалификации, сложности и качества затраченного труда, его производительности, дифференциации заработной платы отдельных категорий работников.

 

- Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также у наемных работников в организациях всех форм собственности.

 

- Осуществляют мероприятия, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников.

 

- Информируют граждан об их правах в сфере труда с целью снижения численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений и без регистрации собственного дела. Принимают меры по недопущению в отношении работников организаций края теневых способов выплаты заработной платы.

 

3.2. Профсоюзы:

- Добиваются включения в коллективные договоры положений об оплате труда, в которых указывается структура заработной платы, порядок выплаты и размеры компенсационных выплат, а также критерии стимулирующих выплат.

Предусматривают в положениях об оплате труда работников государственных учреждений порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа работников учреждения.

 

- Добиваются установления в коллективных договорах организаций внебюджетного сектора в структуре заработной платы гарантированной части (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях в размере не ниже 50-55% заработной платы.

 

- Разрабатывают совместно с работодателями системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями.

 

3.3. Работодатели:

- Обеспечивают оплату труда работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших норму труда, в размере не ниже гарантированного размера оплаты труда.

 

- Ежегодно информируют работников организации о результатах финансово-экономической деятельности, в ходе выполнения коллективного договора, реализации планов и программ социально-экономического развития организации, в том числе в вопросах индексации заработной платы.

 

3.4.Правительство:

- Проводит последовательную политику, направленную на уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

 

 

 

Раздел IV «Обеспечение социального развития и социальной защиты населения»

 

 

 

Этот раздел содержит обязательства по реализации дополнительных мер по социальной поддержке граждан в крае, в сфере здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных и социально-культурных объектов.

4.1. Стороны:

- Создают условия для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей, а также для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда края.

- Обеспечивают совершенствование организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников в возрасте 50 лет и старше, работников предпенсионного возраста.

 

- Совершенствуют механизмы государственного частного партнерства в социальной сфере, предусматривающие развитие независимой оценки качества услуг в социальной сфере, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

 

- Обеспечивают меры, направленные на соблюдение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения, совершенствования мероприятий по диспансеризации населения, на профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

 

4.2. Профсоюзы:

- Осуществляют профсоюзный контроль за:

·        расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию;

·        исполнением работодателями обязанностей, установленных законодательством в сфере труда, а также обязательного пенсионного страхования в части предоставления сведений, необходимых для осуществления своевременного перечисления страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации.

 

4.3. Работодатели:

- Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования профилакториев, баз отдыха, спортивных сооружений, детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе организации.

 

- Совместно с профсоюзной организацией решают вопрос финансирования улучшения жилищных условий работников в соответствии с коллективным договором.

 

- Реализуют права работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.

 

4.4. Правительство:

- Обеспечивает выполнение показателя оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренного государственной программой Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края».

 

- Принимает в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, меры, направленные на обеспечение граждан жилыми помещениями.

 

 - Принимает меры по увеличению объемов строительства социального и наемного жилья для обеспечения населения края, в том числе многодетных молодых семей, специалистов, работающих на селе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и других социально незащищенных категорий граждан.

 

- Принимает меры по повышению доступности транспортных услуг населению, в том числе по проезду авиационным, железнодорожным, автомобильным и водным видами транспорта.

 

Раздел V «Охрана труда и экологическая безопасность»

 

 

 

Для сохранения жизни и здоровья жителей края приоритетным является внедрение принципов нулевого травматизма, системы управления рисками на производстве, распространение передового опыта в области безопасности и охраны труда.

 

5.1. Стороны:

- Признают необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Осуществляют информирование населения о состоянии условий охраны труда и экологической безопасности.

 

- Обеспечивают проведение в организациях Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в рамках утвержденных краевым организационным комитетом мероприятий по проведению Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в Хабаровском крае.

 

5.2. Профсоюзы:

- Проводят конкурс среди профсоюзных организаций «Лучший уполномоченный по охране труда».

- Совместно с работодателями разрабатывают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.

 

5.3. Работодатели:

- Осуществляют комплекс мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, внедряют в организациях края системы управления охраной труда и профессиональными рисками.

 

- Обеспечивают соблюдение на территории края требований законодательства в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, в том числе способствуют реализации концепции «Расширенной ответственности производителей» за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, предоставленной готовыми изделиями, утратившими потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки, в целях реализации положений статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 

5.4. Правительство:

-   Содействует развитию системы оказания услуг в сфере охраны труда.

 

- Формирует предложения по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, обеспечивающих максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, производство продукции из вторичного сырья и отходов, модернизацию производств, разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных видов оборудования, техники и технологий в целях реализации государственной экологической политики на региональном уровне, формирования перспективного развития в крае отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

 

Раздел VI «Молодежная политика»

 

 

 

Данный раздел в качестве самостоятельного раздела включен в Соглашение впервые.

В нем предусмотрены обязательства сторон по вопросам обучения, трудоустройства студентов и выпускников образовательных организаций, их адаптации в трудовом коллективе, а также предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам.

В разработке раздела принимали участие преподаватели и студенты Тихоокеанского государственного университета.

 

6.1. Стороны:

- Проводят согласованные действия по обеспечению социально-трудовой адаптации молодежи, осуществляют профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодежи.

 

- Содействуют развитию студенческого трудового отрядного движения в крае.

 

- Совершенствуют систему стипендиального обеспечения в целях последовательного приближения размера стипендии к уровню прожиточного минимума, а также систему мер адресной поддержки обучающихся.

 

- Содействуют улучшению жилищно-бытовых условий обучающихся в образовательных организациях. Проводят смотры-конкурсы студенческих общежитий.

 

- Содействуют трудоустройству выпускников образовательных организаций. Разрабатывают предложения по созданию системы обеспечения первого гарантированного места работы и закрепления молодых кадров на территории края.

 

- Содействуют развитию советов молодежи на предприятиях и в организациях края, других форм молодежного самоуправления.

 

6.2. Профсоюзы:

- Оказывают помощь обучающимся образовательных организаций, проходящих производственную практику, в случае разногласия с работодателем.

 

- Создают при профсоюзных комитетах комиссии по работе с молодыми специалистами.

 

- Инициируют включение в коллективные договоры раздела, обеспечивающего гарантии и права молодых специалистов на труд, достойную заработную плату, учебу, отдых, участие в управлении производством.

 

6.3. Работодатели:

- Информируют центры содействия занятости и трудоустройству выпускников образовательных организаций края о наличии вакантных рабочих мест, открытых для выпускников образовательных организаций, в том числе инвалидность.

 

- Принимают участие в мероприятиях по содействию трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализуемых центрами содействия занятости. Проводят в образовательных организациях «День карьеры в компании».

 

- Предусматривают включение в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам. Реализуют меры по закреплению принимаемых на работу выпускников образовательных организаций (предоставление жилого помещения, выплата стимулирующих надбавок, подъемных, другие социальные гарантии).

 

- Разрабатывают программы стажировок, а также адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте в целях привлечения и закрепления молодых квалифицированных кадров.

 

- Используют институт наставничества при организации практического обучения студентов и сопровождения трудовой деятельности молодых специалистов.

 

- Организуют стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятиях различных форм собственности в целях повышения квалификации педагогических работников и повышения качества образования в соответствии с современным уровнем развития экономики региона.

 

- В порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями), устанавливают лицам в возрасте до 30 лет максимальную процентную надбавку к заработной плате за работу в особых климатических условиях с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также южных районах Хабаровского края, если они проживают в указанных районах не менее 5 лет.

 

 

 

6.4. Правительство:

- Поддерживает в интересах края систему профессионального образования.

 

- Разрабатывает меры региональной политики занятости по содействию трудоустройству и закреплению на территории края молодых специалистов из числа выпускников образовательных организаций.

- Содействует развитию предпринимательской инициативы молодежи, создает условия для развития молодежных бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры.

 

Раздел VП «Реализация принципов социального партнерства и гарантии деятельности профсоюзов на территории края»

 

7.1. Стороны:

- Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства.

 

- Отчитываются на заседаниях в краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего соглашения с учетом согласованного сторонами перечня социально-экономических показателей (индикаторов), представленного в приложении к настоящему Соглашению.

 

- Осуществляют размещение на собственных информационных ресурсах (в СМИ и на официальных сайтах) информации о реализации настоящего соглашения, решениях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в крае.

 

- Ходатайствуют о представлении профсоюзных работников к государственным наградам, а также о награждении их ведомственными знаками отличия.

 

7.2. Профсоюзы:

- Не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения Правительством края и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.

 

- Проводят информационную работу по вопросам эффективного использования механизмов социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Освещают в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети (Интернет) деятельность организаций по решению вопросов в социально-трудовой сфере.

 

7.3. Работодатели:

- По запросу профсоюзной организации предоставляют необходимую информацию для рассмотрения обращений по трудовым, жилищным, социальным вопросам.

 

- Предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим  местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза.

 

- Обеспечивают соблюдение условий освобождения от основной работы и порядка оплаты времени участия членов выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденных от основной работы, для участия в работе их выборных органов, мероприятиях, созываемых вышестоящими структурами профсоюзных организаций, органами власти, а также краткосрочной учебе.

 

- Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации безвозмездно необходимые для работы оборудование, помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченное отоплением и освещением, транспортное средство, средства связи в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями.

 

- Одновременно с получением заработной платы бесплатно перечисляют на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также средства из заработной платы не членов профсоюза по их письменному заявлению в порядке, установленном коллективным договором.

 

7.4. Правительство:

- Предоставляет право краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заслушивать на своих заседаниях руководителей или уполномоченных представителей министерств края, иных органов исполнительной власти края о выполнении настоящего Соглашения.

 

- В целях реализации принципов социального партнерства участвует в лице органа исполнительной власти края, уполномоченного на осуществление государственных полномочий в области социального партнерства и трудовых отношений на территории края в рассмотрении проектов коллективных договоров с выборными органами первичных профсоюзных организаций, созданных в министерствах края, иных органах исполнительной власти края.

 

7.5. Работодатели, Правительство:

- Соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, действующих в организациях края всех форм собственности. Не препятствуют профсоюзам в организации и проведении коллективных действий, направленных на защиту законных прав и интересов работников.

 

Раздел VШ «Заключительные положения»

 

 

 

 

 

 

Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.